Миграция — ключевой элемент нашей внешней политики

Блог Верховного Представителя ЕС / Заместителя Председателя Европейской Коммиссии Миграция снова занимает важное место в повестке дня ЕС. На этой неделе в Европейском Совете мы поговорим о том, как выработать совместный курс. Я думаю, что нам важно избегать концепции Европы как крепости. Нужно признать, что легальная миграция во многом полезна и что мы должны работать с партнерами, у которых есть собственные интересы.

Миграция стара, как само человечество. Наши культуры, экономики и общества всегда развивались посредством миграции. Когда население росло темпами, превышающими наш экономический рост и возможности, миллионы европейцев бежали от нищеты и голода через океан. Мы все так или иначе мигранты, как видно из семейных историй. Мои дед и отец, до того, как вернуться в Испанию, где родился я, успели пожить в Аргентине. Десятки миллионов европейцев могут отыскать свои корни в других странах и на других континентах.

В наши дни миграция в Европе рассматривается в первую очередь как вызов. Это в чем-то и понятно. Общественность обеспокоена масштабами нелегальной миграции. Все мы помним «кризис беженцев» 2015 года, когда более миллиона их, в основном сирийцев, пришли в ЕС за защитой. В прошлом году война России против Украины привела к крупнейшему перемещению населения в Европе со времен Второй мировой войны. Четыре миллиона человек получили временную защиту. В более широком контексте, по данным FRONTEX, в 2022 году число людей, прибывших в Европу по через Центральное Средиземноморья или Западные Балканы, снова выросло на 51% и 136% соответственно. В результате центры приема беженцев в ЕС оказались переполнены. Европейская общественность справедливо считает миграцию общеевропейской проблемой, требующей общеевропейского решения.

Во всем этом важно признать три момента:

  1. У миграции много плюсов;
  2. Нам необходимо тесно сотрудничать со странами транзита и происхождения мигрантов, которые имеют свои собственные интересы и приоритеты, чтобы устанавливать общие интересы;
  3. В связи с этим нам нужен сбалансированный подход, в рамках которого стимулы и правовые пути легальной миграции дополняют необходимую работу по усилению пограничного контроля и возвращению мигрантов на родину.
Плюсы легальной миграции

Во-первых, безопасная и легальная миграция выгодна всем: мигранты способствуют удовлетворению потребностей рынка труда и экономическому росту стран своего пребывания. Страна, которую я знаю лучше всего, Испания, не смогла бы поддерживать свою социально-экономическую систему без десятков тысяч мигрантов, ежегодно прибывающих из Латинской Америки. И в целом, все мы знаем, что демографическая ситуация в Европе требует — и будет и далее требовать — присутствия на рынке труда мигрантов.

Кроме того, мигранты оказывают поддержку своим семьям и общинам на родине. Взять хотя бы денежные переводы. Только в 2022 году, по данным Всемирного банка, страны с низким и средним уровнем дохода получили их в объеме 626 млрд долларов США. Это в три с лишним раза больше бюджета Официальной помощи в целях развития! Многим странам и общинам эти переводы жизненно необходимы. В частности, в 2022 году страны Ближнего Востока и Северной Африки получили 63 млрд долларов США, а страны Африки к югу от Сахары — 53 млрд долларов США.

Присутствие иностранных студентов в европейских университетах является важным фактором инноваций и «мягкой силы» для стран и регионов, способных привлечь этих студентов.

Признавая преимущества легальной миграции и мобильности, важно также признать тот основополагающий факт, что в ближайшие годы стоит ожидать еще больше миграции. В целом, мы в Европе становимся старше и малочисленней по сравнению с соседними странами, особенно африканскими. Цифры четко показывают: поскольку перемещения, вызванные изменением климата, конфликтами и стихийными бедствиями, достигают рекордных показателей (более 100 млн человек в 2022 году, по данным УВКБ ООН), уровень миграции будет только расти. Я часто указывал на растущий разрыв между двумя берегами Средиземного моря, как в экономическом, так и в демографическом плане, и на необходимость его устранения.

Некоторые стремятся отреагировать на эти тенденции главным образом путем укрепления границ и строительства заборов. Конечно, любая страна или политическое сообщество должны иметь возможность решать, кто входит на их территорию. Границы должны быть защищены, или они не будут границами. Но нет таких высоких стен, чтобы никто «не прошел». И ни для кого не приемлемы ситуации, когда люди тонут, переплывая Средиземное море, — это идет вразрез с нашей общей человечностью. Поэтому вопрос на самом деле не в том, чтобы остановить миграцию, а в том, как ею управлять политически и социально устойчивыми методами, отражающими и наши ценности, и наши интересы.

В преддверии заседания Европейского Совета 9—10 февраля Европейская Комиссия выдвинула ряд оперативных предложений по внутренним и внешним аспектам миграции на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Безусловно, мы нуждаемся в более эффективных программных планах по всем аспектам нелегального прибытия в ЕС, которые обеспечивали бы баланс между ответственностью и солидарностью. Для этого в 2020 году Европейская Комиссия выдвинула ряд предложений в рамках Нового пакта о миграции и убежище. Однако хорошо известно, что мнения государств-членов ЕС на эту тему расходятся, и поиск необходимого консенсуса потребует времени. Действительно, после заседания Европейского Совета в Тампере 1999 года Европа так и не смогла согласовать реальную общую миграционную политику. Это затянувшееся отсутствие согласия между нами также означает, что с политической точки зрения акцент сейчас стоит на достижениях внешнего аспекта общей политики.

Как лучше работать со странами-партнерами в области миграции?

Миграция по определению требует работы со странами происхождения и транзита. И достичь наших целей можно только действуя в духе сотрудничества и взаимного уважения. Это означает нахождение нужного баланса между более эффективным сокращением нелегальных отъездов из стран, увеличением числа официальных возвращений и одновременным признанием интересов партнеров и устранением коренных причин незаконной миграции.

Для этого нам нужно прислушиваться к партнерам, понимать и принимать во внимание их интересы. Например, многие наши партнеры на Юге обеспокоены тем, что мы лишаем их врачей, медсестер и других квалифицированных специалистов (риск «утечки мозгов»). Кроме того, нам нужно использовать правильные мотивы, чтобы поддержать наше сотрудничество, и признавать, что принудительные меры лучше применять осторожно, в крайних случаях.

Если мы просим от партнеров больше, то должны дать больше и им: не только в финансовом плане, но и в части их стремления максимизировать выгоды миграции для их собственного роста. Легальная миграция, мобильность и взаимодополняющие механизмы — важные его элементы. В этом контексте готовность государств — членов ЕС обеспечивать правовые механизмы защиты делает нас более состоятельными.

Хорошо, что 17 государств — членов ЕС коллективно обязались предоставить в 2023 году переселение почти 16 000 человек и гуманитарный доступ 13 200 людям. Это означает, что ЕС предоставит почти 29 000 шансов на безопасное и законное получение защиты (в дополнение к процедурам предоставления убежища). Этого не достаточно, но это позитивный сигнал, который мы должны развивать.

Что касается работы по разрешению коренных причин нелегальной миграции, то в нее входит устранение комплекса ее причин, включая экономические (нищета, неравенство, отсутствие возможностей), экологические (изменение климата, экологические катастрофы, давление на природные ресурсы), проблемы в сфере безопасности (затяжные конфликты, преступность, бандитизм) и политики (авторитарность власти, нарушения прав человека, отсутствие верховенства права, коррупция).

Устранение этих коренных причин — процесс непростой и небыстрый. Однако он абсолютно необходим, и ЕС располагает многочисленными инструментами инвестирования в образование, бизнес-возможности и наращивание рабочих мест (Инструмент добрососедства, развития и международного сотрудничества, «Глобальный портал» и т.д.). Нам также необходимо максимально эффективно использовать дипломатические активы, в том числе представительств ЕС, и работать как «Команда Европы» с нашими государствами, посылая партнерам четкие сигналы о выгодах сотрудничества с ЕС в области миграции.

Среди наших неотложных приоритетов:

  • Углубление сотрудничества с ключевыми странами происхождения и транзита мигрантов, а именно с Бангладеш, Пакистаном, Египтом, Марокко, Тунисом, Ливией, Нигерией и Ираком. Нужно попытаться сократить общее количество нелегальных отъездов из стран. Для этого, в свою очередь, потребуются более масштабные механизмы легальной миграции, такие как «Партнерства в области квалифицированных кадров», инициатива Европейской Комиссии по решению проблемы нехватки кадров и укреплению сотрудничества с третьими странами по вопросам миграции.
  • Налаживание с Тунисом и Египтом новых партнерских отношений по борьбе с незаконным провозом людей на основе успехов, достигнутых в Марокко, Нигере и на Западных Балканах, с целью сокращения числа опасных переходов границ и подрыва бизнес-модели контрабандистов.
  • Работа с странами-членами ЕС по расширению юридических схем и переселения по всем основным миграционным маршрутам.
  • Использование работы в рамках Единой политики в области безопасности и обороны (например, ЕСКАП Нигер и ЕВБАМ Ливия) для активизации работы по наращиванию кадрового потенциала принимающих стран и пограничного контроля в тесном контакте со службой ФРОНТЕКС.

Миграция становится все более ключевым элементом нашей общей внешней политики, на что я и укажу на этой неделе европейским лидерам. Для успеха нам необходим сбалансированный подход с упором на концепцию партнерства. И не забывайте, что суть этих процессов — в переселении людей, которое происходило во все века.