Европейский Совет 22 марта (и Совет ЕС по иностранным делам 19 марта) еще раз осудил самым решительным образом нападение в Солсбери, назвав его «серьезным вызовом нашей общей безопасности».
Нападение произошло в отношении Сергея и Юлии Скрипалей в Солсбери, Великобритания, 4 марта 2018 года; помимо них, серьезно пострадал также и сотрудник полиции. Министры иностранных дел 28 стран—членов ЕС выразили возмущение в связи с агрессивным использованием боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия, которое относится к типу веществ, разработанных Россией, на территории Европы впервые за более чем 70 лет и заявили, что это является нарушением международного права и подрывает основанный на правилах международный порядок.
По поручению Европейского Совета Верховный Представитель ЕС Федерика Могерини отозвала Главу Представительства ЕС в России Маркуса Эдерера в Брюссель для консультаций, которые состоялись 25 марта.
Подкрепляя решение Европейского Совета отреагировать в рамках единого подхода, к настоящему времени 16 стран—членов, помимо Великобритании, также решили выслать российских дипломатов. Как сказал Председатель Европейского Совета Дональд Туск, не исключены дополнительные меры, в том числе дальнейшая высылка в рамках этого единого подхода ЕС.
Лидеры стран ЕС подтвердили, что применение химического оружия, включая использование любых токсичных химических веществ в качестве оружия при любых обстоятельствах, совершенно неприемлемо, должно систематически и строго осуждаться и представляет угрозу безопасности для всех. Страны ЕС будут согласовывать, какие выводы следует сделать в свете ответов, полученных от российских властей.
В сложившейся ситуации главы государств и правительств стран ЕС согласились с тем, что Европейский Союз должен укрепить свою устойчивость к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным рискам, в том числе посредством более тесного сотрудничества между Европейским Союзом и его странами—членами, а также с НАТО. Европейский Союз и страны—члены ЕС также должны продолжить развивать свой потенциал, чтобы противостоять гибридным угрозам, в том числе в киберпространстве, сфере стратегических коммуникаций и контрразведки.
Начиная с 2016 года, политика ЕС в отношении России определяется пятью принципами: