Генеральная Ассамблея ООН: нью-йоркская неделя

25.09.2021 — Только что завершилась неделя активного дипломатического взаимодействия в Нью-Йорке в рамках ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН). Отношения между ЕС и США, договоренность с Ираном по ядерной программе, Афганистан — это приоритетные темы многих моих двусторонних встреч. И по каждой из тем необходимо было четко озвучит позицию ЕС.

«Ежегодная сессия Генеральной Ассамблеи ООН — это ключевое событие дипломатического календаря. Нам удалось сказать веское слово Европы по международным вопросам и вопросам развития международных структур для построения лучшего мира»

 

Неделя высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН — это ключевое событие дипломатического календаря. Политики и дипломаты приезжают в Нью-Йорк, чтобы в течение одной недели в невероятном ритме провести максимальное количество встреч на высшем уровне, министерских и двусторонних встреч, дать интервью СМИ и т.д. Это, если можно так выразиться, неделя «дипломатических мини-свиданий». Для ЕС данное мероприятие — это возможность подтвердить нашу поддержку ООН и принципа многосторонности, обсудить наиболее актуальные международные вопросы: Афганистан, Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД по иранской ядерной программе) и, конечно же, нежелательные последствия объявленного партнерства AUKUS и аннулирования контракта между Австралией и Францией на строительство подводных лодок. Эта неделя предоставила возможность провести встречи со многими коллегами и партнерами со всего мира за очень короткий промежуток времени и обсудить эти проблемные вопросы.

Выступая перед Генеральной Ассамблеей, мировые лидеры излагали собственное видение развития мира и напоминали, что во многих отношениях мы сейчас стоим на перепутье. Так, Генеральный секретарь ООН Гутерриш подчеркнул, что «наступил момент истины» и пришло время «выполнить обещания, восстановить доверие и вселить надежду в людей». Он напомнил всем: смысл существования ООН и многостороннего сотрудничества заключается в вере в то, что мы способны на великие свершения, когда работаем сообща. Президент США Байден, в свою очередь, подчеркнул, что грядет «решающее для всего мира десятилетие» и что для планеты наступает «переломный момент в истории». Он заверил, что США полны решимости сотрудничать со своими партнерами, чтобы вместе пройти этот этап, и подчеркнул важность совместной работы в рамках многосторонних институтов и использования «неослабевающих дипломатических усилий» вместо военной мощи. Выступая от имени Европейского Союза, Председатель Европейского Совета Мишель также подчеркнул, что «достигнута очередная поворотная точка в истории человечества» и что ЕС и впредь будет главным гарантом мира и устойчивого развития. В том числе за счет развития собственной стратегической автономии и снижения зависимости, что позволит усилить наше положительное влияние.

Партнерство AUKUS и трансатлантические отношения

В начале недели все внимание было приковано к договору, заключенному Австралией, Великобританией и США (партнерство AUKUS), и к тому, как он повлияет на трансатлантические отношения. Сообщение о заключении этого партнерства застало мир врасплох. Последовавшая за этим реакция касалась не только прекращения сделки по подводным лодкам, но и более широких последствий для отношений между ЕС и США, а также роли ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе. Отсутствие консультаций и контактов между такими близкими партнерами, как мы, создало реальные трудности. Вместо демонстрации общей решимости и согласованности, не в последнюю очередь в отношении геостратегических вызовов, Запад предстал в негативном свете несогласованности или даже раскола.

В понедельник министры иностранных дел стран ЕС, обсудив вопрос создания партнерства AUKUS, четко выразили солидарность с Францией. Мы решили попросить США, Австралию и Великобританию объяснить, как и почему они пришли к подобному решению. Помимо этого, министры согласились, что вызовы Индо-Тихоокеанского региона требуют укрепления сотрудничества, а не увеличения фрагментации. Стратегия ЕС в отношении Индо-Тихоокеанского региона, представленная в день объявления о создании партнерства AUKUS, как раз посвящена планам ЕС по наращиванию взаимодействия со странами региона, в том числе в области безопасности. Сотрудничество с заинтересованными партнерами-единомышленниками — один из явных приоритетов этой стратегии.

В понедельник же я провел встречу с Министром иностранных дел Австралии Марис Пейн и четко обозначил нашу позицию: близкие партнеры информируют друг друга и консультируются друг с другом. Министр иностранных дел Австралии и я сошлись во мнении, что общими интересами ЕС и Австралии в Индо-Тихоокеанском регионе являются поддержание региональной стабильности, развитие сотрудничества и сохранение открытого, основанного на правилах регионального порядка.

В ходе телефонного разговора, состоявшегося в четверг между Президентами Байденом и Макроном, американская сторона признала, что процесс принятия решения не был реализован должным образом и что проведение предварительных консультаций пошло бы на пользу обеим сторонам. Кроме того, США подчеркнули важность совместной работы с ЕС и его странами, в том числе с Францией, в Индо-Тихоокеанском регионе. Важно, что Президент Байден четко заявил о поддержке усиления роли ЕС в вопросах обороны в дополнение к деятельности НАТО. Это был важный сигнал для будущего отношений между ЕС и США.

Прочный союз между США и ЕС

Этот позитивный сигнал получил свое подтверждение в ходе моей встречи с Госсекретарем США Блинкеном. Мы подтвердили приверженность прочному союзу между США и ЕС и договорились продолжить работу над практическими шагами по углублению диалога и сотрудничества. Никаких вопросов бы не возникло, если бы партнеров информировали заранее. Поэтому нам необходимо создать некую конфигурацию, которая в будущем позволит избежать проблемных ситуаций, аналогичных той, что возникла в связи с созданием партнерства AUKUS. Идеальной платформой для этого мог бы стать структурированный диалог с Соединенными Штатами по вопросам безопасности и обороны, об учреждении которого мы договорились на саммите ЕС — США в начале этого года.

Предстоит много работы: восстановление доверия, решительная реализация нашей собственной стратегии в отношении Индо-Тихоокеанского региона в сотрудничестве с США и другими странами. А для обеспечения реального прогресса в наращивании собственной обороноспособности необходимо взять на себя большую часть наших обязательств. 

Я давно убежден в том, что более мощный в военном отношении и стратегически подкованный ЕС отвечает интересам США и НАТО. Особенно это касается нашего региона соседства, где существуют и будут возникать ситуации, в которые США и НАТО не захотят вмешиваться, поэтому Европа должна иметь возможность действовать самостоятельно. Это одна из причин разработки «Стратегических ориентиров», которые позволят установить наши общие цели. Необходимы конкретные действия по наращиванию возможностей и укреплению нашей решимости их использовать при необходимости.

Иран и договоренность по ядерной программе

Недавно произошли разные важные события, касающиеся Ирана и договоренности по ядерной программе: в Иране прошли выборы; Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и Иран договорились о мерах по проверке выполнения соглашения, в том числе об использовании камер на ядерных объектах Ирана. Эта договоренность позволила избежать формального осуждения Ирана со стороны Совета Управляющих МАГАТЭ на фоне растущей озабоченности по поводу расширения иранской программы по обогащению урана и забуксовавших в последнее время переговоров в Вене. Поэтому я надеялся, что мне, как координатору договоренности по ядерной программе с Ираном (также известной как Совместный всеобъемлющий план действий), удастся созвать встречу на уровне министров, как это было в ходе предыдущих сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Организовать полноценную встречу на уровне министров оказалось невозможно, но я провел длительную двустороннюю встречу с новым Министром иностранных дел Ирана Амир Абдоллахианом, который также провел встречи со многими другими партнерами в целях изучения возможных путей продвижения вперед.

Самый важный результат переговоров — это подтверждение Министром того, что Иран вернется за стол переговоров в Вене. Хотя новый Министр иностранных дел пребывает в должности меньше месяца, нам необходимо как можно скорее вернуться к переговорам и восстановить договоренность по ядерной программе Ирана во всех ее аспектах, что означает возвращение США и снятие санкций в обмен на полное соблюдение обязательств Ираном. Ключевой вопрос — что из этого должно быть первым. Иран находится в крайне сложном положении, нетерпение США явно нарастает, и в регионе в целом наблюдается неспокойная ситуация, в том числе в связи с захватом власти в Афганистане «Талибаном». Поэтому в ближайшие недели необходимо будет приложить большие усилия, чтобы сблизить противоположные точки зрения и добиться положительных результатов.

Дальнейшие шаги в отношении Афганистана

Афганистан был моим третьим приоритетом на этой неделе. Сейчас, когда страну контролирует движение «Талибан», а экономика находится в состоянии упадка, нарастает угроза серьезного гуманитарного кризиса. Существует широкий международный консенсус в отношении необходимости судить о талибах по их действиям и удержать страну от краха, несущего опасность не только для всего региона, но и для международной безопасности в целом.

У меня была возможность встретиться и обсудить дальнейшие шаги с рядом региональных акторов и международных партнеров, в их числе Госсекретарь США Блинкен, министры иностранных дел Пакистана, Турции и России. В ходе всех этих переговоров со всей четкостью проявилась необходимость тесного сотрудничества международного сообщества для урегулирования сложившейся ситуации. Необходимо всем вместе подойти к решению экономической ситуации в стране, вопросов соблюдения прав человека и к смягчению гуманитарной ситуации, а также работать над вопросами, представляющими общий интерес, такими как борьба с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми. Кроме этого, необходимо выработать сбалансированный подход в отношении миграции. 

Для решения всех этих вопросов нам действительно нужен региональный подход, и мы будем разрабатывать региональный формат, обеспечивающий полную вовлеченность соседних стран. Мы будем стремиться к тому, чтобы целевые ориентиры, которые министры иностранных дел стран ЕС обсудили на неформальной встрече, в том числе в отношении прав женщин и обеспечения образования для девочек, стали международной программой поддержки. При этом важно избежать увеличения числа инициатив, что может привести к еще большей путанице. Я продолжу работать над этим вопросом.

Мали и так называемая «Группа Вагнера»

И, наконец, еще один вопрос, который я должен был поднять на встрече с Министром иностранных дел России и обсудить с моим малийским коллегой, касался ситуации в Мали и возможного размещения там частной военной компании «Группа Вагнера». Последнее может отрицательно сказаться на стабильности в стране и, следовательно, повлияет на сотрудничество между Европейским Союзом и переходным правительством Мали.

Это была моя первая встреча с Министром иностранных дел Лавровым после нашей февральской встречи в Москве. В ходе встречи на этой неделе я повторим свой четкий посыл: да, между Россией и Европейским Союзом существуют разногласия по основным вопросам. Но при этом есть вопросы, по которым нам нужно работать сообща, в интересах обеспечения глобальной безопасности и стабильности, начиная с Афганистана.

И последнее. В течение этой активной недели я провел большое количество и других встреч. Перечислю лишь некоторые из них: обед с лидерами стран Западных Балкан, встреча с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (на следующей неделе у меня запланирована поездка в этот регион), встречи с Министрами иностранных дел Турции, Азербайджана, Армении, Перу, Чили, с Президентом Эквадора и лидерами африканских стран. Кроме того, подписан Меморандум о взаимопонимании с Колумбией, что позволит вывести наше сотрудничество на новый уровень. Состоялось несколько встреч по Латинской Америке.

В целом, я уезжаю из Нью-Йорка с ощущением того, что нам, мне и двум Председателям институтов ЕС, удалось сказать веское слово Европы по международным вопросам и вопросам развития международных структур в целях построения лучшего мира. Мы продемонстрировали, что ЕС по-прежнему решительно защищает принцип многосторонности и сотрудничает с нашими союзниками и партнерами. Что касается Ирана, Афганистана, Ливии и многих других вопросов, существует запрос и насущная необходимость в том, чтобы Европа высказала свою позицию и поддержала ее с помощью имеющихся у нас инструментов и форм воздействия. В этой связи важно преодолеть разногласия между ЕС и нашими союзниками из-за партнерства AUKUS. Предстоит кропотливая работа, с тем чтобы обещания воплотились в конкретные результаты как в Индо-Тихоокеанском регионе, так и в других регионах мира, с тем чтобы преодолеть глобальные вызовы и способствовать формированию мира, руководствуясь нашими интересами и ценностями.

https://twitter.com/eu_eeas/status/1441394395194953730

https://twitter.com/eu_eeas/status/1441689129218043912

 

See more:

France24 - Submarine dispute ‘not just a French problem’ says Josep Borrell

EU@UNGA76: Shaping global responses to global challenges

 

 

More blog posts by EU High Representative Josep Borrell

HR/VP box
HR/VP Josep Borrell cartoon

“A Window on the World” – by HR/VP Josep Borrell

Blog by Josep Borrell on his activities and European foreign policy. You can also find here interviews, op-eds, selected speeches and videos.