Долгий и трудный путь к общему режиму санкций ЕС за нарушения прав человека

С момента вступления в должность я работаю над новым общим режимом санкций ЕС за нарушения прав человека. Мы находимся на завершающем этапе сложного, длительного процесса его учреждения. Как только Совет ЕС примет необходимую нормативно-правовую базу, этот режим позволит нам оперативно призывать к ответу виновных, где бы ни совершались правонарушения. Позвольте пояснить, в чем суть нового режима и как действует система институтов ЕС.

В декабре 2019 года, на четвертый день в нынешней должности, я участвовал в совместном заседании членов Комитета по иностранным делам Европейского Парламента и национальных парламентов, где обсуждались приоритеты политики, которые я рассчитывал реализовать во время пребывания на этом посту. Заседание проходило в том же зале, где я выступал на слушаниях, будучи кандидатом на пост Верховного Представителя ЕС — Заместителя Председателя Европейской Комиссии.

Члены Европейского и национальных парламентов внесли множество предложений относительно того, в каких сферах и каким образом ЕС мог бы укрепить свою внешнюю политику. Но больше всего мне запомнился вопрос, заданный г-ном Рихардсом Колсом, латвийским парламентарием. Он спросил, поддерживаю ли я идею «европейского акта Магнитского». Я ответил, что в целом полностью поддерживаю решительные действия ЕС в сфере прав человека, но вынужден признаться, что не вполне понял суть вопроса.

Модель акта Магнитского

Для тех, кому не знаком этот закон: так называемый акт Магнитского, официально известный как «Закон об отмене поправки Джексона-Вэника в отношении России и Республики Молдова и акт об установлении ответственности за нарушение принципа верховенства права имени Сергея Магнитского», — это поддержанный обеими партиями законопроект, который был одобрен Конгрессом и подписан Президентом Бараком Обамой в декабре 2012 года. Акт призван привлечь к ответственности российских официальных лиц, причастных к смерти российского налогового консультанта Сергея Магнитского в московском следственном изоляторе в 2009 году.

Тщательно изучив вопрос, я утвердился во мнении, что необходимо установить общий режим санкций для борьбы с нарушениями прав человека вместо существующего точечного реагирования. Буквально через несколько дней, на моем первом заседании Совета ЕС по иностранным делам министры стран ЕС пришли к политическому соглашению о начале разработки такого режима по инициативе, предложенной Нидерландами. Тогда итоговую пресс-конференцию я завершил словами о том, что «достигнута уверенная договоренность о начале подготовительной работы», добавив, что «это станет конкретным шагом по подтверждению лидирующей роли ЕС в сфере защиты прав человека в мире».

Длительное обсуждение содержания нового режима

В последующие месяцы страны ЕС активно обсуждали параметры и содержание нового санкционного режима: какие санкции могут применяться и за какие действия. По достижении общей политической договоренности Европейская служба внешних связей и Европейская Комиссия подготовили соответствующие юридические документы для учреждения нового режима и передали их Совету ЕС на утверждение. Вообще-то, с юридической точки зрения, окончательное решение по санкциям принимает Совет, но заручиться политической поддержкой Комиссии в этом вопросе было очень важно. Особенно помогло прямое упоминание нового режима Председателем Европейской Комиссии Урсулой фон дер Ляйен в ее первом обращении «О положении дел в Союзе».

Процесс утверждения не был ни простым, ни быстрым. Хотя данный вопрос является политическим приоритетом, важно было не торопить ход обсуждений, чтобы добиться единого понимания его всеми участниками процесса, единого целеполагания и необходимого консенсуса. Основа Европейского Союза — согласованные процедуры и институциональные правила, которые необходимо соблюдать, даже если на это требуется время. В данном конкретном случае Европейская Комиссия и Совет ЕС также должны согласовать свои сферы компетенции по реализации нового режима в соответствии с Договорами Союза.

Крайне сложная процедура

Для понимания всей сложности процедуры важно следующее: сейчас на утверждение Совета представлено два предложения — решение и регламент. Решение Совета, предложенное мной как Верховным Представителем ЕС по согласованию с коллегами — министрами иностранных дел, устанавливает политическую и правовую основу нового режима. Регламент же — это совместное предложение Верховного Представителя ЕС и Европейской Комиссии, которое дополняет Решение для обеспечения единообразного применения санкций странами ЕС.

После одобрения Комиссией совместно проекта Регламента пакет документов был направлен 19 октября с.г. Совету для обсуждения и утверждения странами — членами ЕС. Напомню, что принят он может быть только единогласно, так что не исключены дальнейшие изменения.

Как видите, процедура принятия сложна. Но как же будет действовать режим после его принятия, и чем он будет отличаться в лучшую сторону от нынешней ситуации?

Вдохновением для нашей работы стало нарастающее стремление стран-единомышленниц во всем мире ввести режимы, аналогичные американскому акту Магнитского. Однако при схожести общих целей содержание этих мер сильно рознится. Американский закон, среди прочего, направлен на борьбу с коррупцией, а европейский режим санкций будет применяться только в случаях серьезных нарушений прав человека.

Слишком многие причастные к нарушению прав человека лица считают, что преступления сойдут им с рук. Поэтому главная цель введения нового санкционного режима — спутать им все карты.

Санкции сегодня — пострановый подход

В настоящее время ЕС применяет санкции в числе иных средств обеспечения соблюдения прав человека, наряду с торговлей, диалогом, финансовой поддержкой и проч. Мы налагаем финансовые санкции и запрет на поездки, а также вводим иногда другие специализированные ограничения, например, на продажу оружия или иных средств, используемых для внутренних репрессий. Однако сейчас мы делаем это только в отношении конкретных стран. Известными примерами тому служат санкции в отношении Сирии, Ливии, Венесуэлы, Беларуси и Мьянмы.

Нам нужен общий режим, который обеспечит большую гибкость для привлечения к ответу виновных, где бы они ни находились, и освободит нас от необходимости разрабатывать нормативно-правовую базу для каждого конкретного случая. С новым санкционным режимом мы сможем действовать быстрее и эффективнее.

Следующий шаг — принятие Советом

Как уже говорилось, сейчас дело за странами ЕС, которые должны единогласно принять пакет документов в Совете. Надеюсь, что это будет возможно сделать к декабрьскому заседанию Совета ЕС по иностранным делам. Тогда исполнится год с момента принятия министрами иностранных дел решения создать этот режим. Кроме того, было бы уместно приурочить это и к празднованию Дня прав человека 10 декабря, посвященного принятию Всеобщей декларации прав человека Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.