В разупорядоченном мире Европе нужны партнеры

14.07.2020

9 июля я с удовольствием принял участие в беседе авторитетных экспертов по международным отношениям со всех континентов, организованной Институтом Европейского Союза по исследованию вопросов безопасности и европейским отделением Фонда Карнеги. Мы обсуждали, как действовать совместно в мире, охваченном пандемией. 

В своем вступительном слове я постарался очертить основные тенденции, определяющие новый геополитический ландшафт. Отправной точкой здесь является констатация кризиса западного миропорядка.

Действительно, пандемия COVID-19 стала первым за многие десятилетия крупным кризисом, для решения которого США не приняли на себя роль лидера. К тому же нынешняя американская администрация вышла из большинства глобальных соглашений, лежащих в основе ранее созданного США мирового порядка.

Китай действует решительнее

Китай же, в свою очередь, ведет себя все решительнее; налицо стратегическое соперничество между Китаем и Соединенными Штатами, которое, вероятно, еще много лет будет определять мировую политику.

Мы наблюдаем реальный кризис многосторонности: «Большая семерка» и «Большая двадцатка» бездействуют; Совет Безопасности ООН парализован, а многие организации «технического» характера превратились в арены, где страны борются друг с другом за влияние.

В результате мир стал скорее многополярным, чем многосторонним.

Кроме того, наблюдается рост неравенства и экономических разрывов как в Европе, так и во всем мире. В разных частях планеты стремление принимать политические решения на основе научных данных и объективных доказательств сталкивается с по-прежнему привлекательной политикой национализма и авторитаризма.

Ни одна из этих тенденций, по сути, конечно, не нова. Однако в контексте коронавирусного кризиса их сочетание усугубляет ситуацию.

Европа должна защищать свою модель

Борясь с пандемией и ее последствиями, Европа должна также защищать открытость своей модели и демократичность своей системы. В них залог нашего успеха. Мы никому ничего не навязываем. Однако насмешки над нашим выбором демократии и попытки подорвать ее для нас неприемлемы.

Будучи трезвыми в оценке ситуации, нельзя ударяться в фатализм и бездействие. Европа чувствует себя несколько одинокой в попытке удержать «кольцо многосторонности». Мы, конечно, понимаем, что нам нужны партнеры.

В своем выступлении я подчеркнул, что Европа хочет быть привлекательным партнером. Нужно быть принципиальными, но без догматизма. Открытыми, но без слабости. Прогрессивными, но без наивности. Мы стараемся действовать в многостороннем формате всегда, когда возможно, и самостоятельно, если к этому вынуждают обстоятельства.

Партнерство с Африкой крайне важно

Эксперты обсудили много сфер, где возможно активизировать многостороннее сотрудничество: от борьбы с пандемией и разработки надежной вакцины на благо всего мирового населения до восстановления мировой экономики и его связи с климатическими инициативами, а также острых проблем безопасности как в странах-соседях ЕС, как и во всем мире. Активно обсуждалось наше партнерство с Африкой, а также вопрос реформирования и возрождения многосторонности для реагирования на существующие и будущие вызовы.

И наконец, мы должны показать общественности, что система способна решать проблемы и защищать людей. Пока результаты нашей работы недостаточно хороши. Всем нам нужно постараться еще.

Из беседы я вынес уверенность в том, что многие люди в других регионах мира заинтересованы в партнерстве с Европой. Они хотят, чтобы ЕС взаимодействовал с ними больше, лучше, оперативней. Это не всегда легко обеспечить, но их пожелания ясно и в полной мере нами услышаны.

Видеозапись беседы