ЕС ввел новую систему ограничительных мер в отношении лиц, ответственных за нарушения прав человека в России, и внес в санкционный список 20 лиц

Сегодня Совет утвердил новую систему ограничительных мер в отношении лиц, ответственных за серьезные нарушения прав человека и злоупотребления, репрессии против гражданского общества и демократической оппозиции, а также подрыв демократии и верховенства права в России.

Решение о введении нового режима санкций — часть ответа ЕС на ускоряющиеся систематические репрессии в России. Новый режим был предложен Верховным Представителем ЕС Жозепом Боррелем после преждевременной кончины оппозиционного политика Алексея Навального в сибирской тюрьме в феврале этого года.

Кроме того, новый режим санкций вводит торговые ограничения на экспорт оборудования, которое может быть использовано для внутренних репрессий, а также оборудования, технологий или программного обеспечения, предназначенного в первую очередь для использования в сфере информационной безопасности, мониторинга или перехвата информации.

Шокирующая смерть Алексея Навального стала еще одним свидетельством ускоряющихся системных репрессий со стороны кремлевского режима. Он, как и другие политзаключенные и жертвы, давал надежду демократам и гражданскому обществу в России. Мы приложим все усилия, чтобы призвать к ответу российское политическое руководство и власти, в том числе с помощью этого нового режима санкций, направленных против тех, кто ограничивает возможность соблюдения и нарушает права человека в России.

Верховный Представитель ЕС Жозеп Боррель

Сегодня Совет также принял решение о включении в санкционный список одного юридического лица и 19 физических лиц в рамках нового режима:

  • Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, которая является центральным ведомством, управляющим российской пенитенциарной системой, известной своими широкомасштабными и систематическими злоупотреблениями в отношении политических заключенных в России и жестоким обращением с ними. Как федеральное ведомство, ФСИН отвечает за колонии, где по политически мотивированным обвинениям содержался российский оппозиционный политик Алексей Навальный, умерший 16 февраля 2024 года,
  • несколько судей, прокуроров и представителей судебной власти, сыгравших ключевую роль в том, что Алексей Навальный был заключен в тюрьму и умер там, а также в вынесении политически мотивированных приговоров Олегу Орлову, одному из самых уважаемых правозащитников в России, из числа тех, кто наиболее долго работает в этой сфере, одному из руководителей организации «Правозащитный центр „Мемориал“, удостоенной Нобелевской премии мира 2022 года, и художнице Александре Скочиленко.

Активы указанных лиц замораживаются, а гражданам и компаниям из ЕС запрещено предоставлять им средства. На физических лиц также распространяется запрет на поездки, который не позволяет им въезжать на территорию ЕС или следовать через нее транзитом.

ЕС по-прежнему глубоко обеспокоен продолжающимся ухудшением ситуации с правами человека в России, особенно в контексте агрессивной войны России против Украины, и решительно осуждает резкое расширение ограничительного законодательства, систематические и усиливающиеся репрессии против гражданского общества и правозащитников, а также непрекращающиеся преследования независимых СМИ, отдельных журналистов, работников СМИ, членов политической оппозиции и других критически настроенных лиц, действующих на территории Российской Федерации и за ее пределами.

19 февраля 2024 года Верховный Представитель ЕС от имени Европейского Союза выразил возмущение в связи с гибелью лидера российской оппозиции Алексея Навального и заявил, что в конечном счете ответственность за его смерть лежит на президенте Путине и российских властях. Верховный Представитель ЕС призвал Россию разрешить независимое и прозрачное международное расследование обстоятельств смерти Алексея Навального и заявил, что это еще один признак ускорения и системности репрессий в России. 

В своих выводах от 22 марта 2024 года Европейский Совет призвал к немедленному и безоговорочному освобождению всех политических заключенных в России и прекращению преследования политической оппозиции. Кроме того, он призвал к продолжению работы в Совете по установлению нового режима санкций с учетом ситуации в России.

Соответствующие правовые акты были опубликованы в Официальном журнале Европейского Союза.